У острова Ольхон на Байкале — одного из самого культовых мест озера, богатейшая история и множество сакральных мест, овеяных тайнами и легендами местных народов.

До недавнего времени Ольхон был местом закрытым, куда было трудно попасть не только зарубежным туристам, но и местным жителям, в силу его транспортной труднодоступности и удаленности.
Дороги туда почти никакой не было. Да что там! До 2006 года на Ольхоне не было даже электричества. Вот вам и 21 век!

Бурятский эпос легенды об Ольхоне и Байкале

Задолго до того, как в Сибирь пришли русские, остров Ольхон был закрытой территорией, где никогда не селились люди.

Главная достопримечательность острова — одна из девяти святынь Азии — скала «Шаманка» или Камень-Храм всегда была местом особенно почитаемым местными коренными народами Северной Азии. Рядом со скалой нельзя было жить обычным людям, а женщинам и детям вообще и близко не разрешалась подходить к этим святым местам, чтобы не навлечь на себя гнев местных богов.

Ольхон вообще всегда считался местом жительства злобных и своенравных духов Байкала. По старинным преданиям в пещере скалы Шаманки жил владыка этих мест и всего Ольхона — Эжин или Бурхан.

В бурятской мифологии Ольхон – это священная земля, обитель одного из самых могущественных «сынов неба», нойонов, Хана-Хутэ-бабая. Предание говорит, что небесные владыки тэнгэри отправили 13 своих сыновей на землю, чтобы там воцарился мир, и осуществлялось справедливое управление. Хан-Хутэ-бабай избрал своим земным пристанищем одиноко стоящий среди Байкала остров.

сэргэ

По другую сторону озера, в Баргузинской долине, поселился Хажар-Саган-нойон. С тех пор два владыки соревнуются в могуществе. Хан-Хутэ-бабай был наделен невиданной духовной силой, но у него не было сыновей, некому было передать чудесный дар.

Тогда нойон усыновил беркута, чтобы к тому перешли шаманские способности. С тех пор ольхонский род шабууни нойод и его тотем – беркут – считается самым могущественным из всех кланов бурятских шаманов.

Бурятский эпос легенды об Ольхоне и Байкале

Ольхон — земля древних людей. Именно на Ольхоне находится Древняя Курыканская стена, которая находится на мысе Хоргой. Курыканы, так именовался народ курумчинской культуpы, считаются основным предком якутов, которые в VI–X вв. проживали в Прибaйкaлье. Несмотря на свою немногочисленность, эти древние народы создали  весьма самобытную и развитую культуру. Границы её распространения проходили по низовьям Селенги, долине Баргузина, Тункинской долине, верховья рек Лены и Ангары.

Отличительной особенностью курыкан было умение добывать и хорошо обрабатывать металл. Племенной союз славился своими прекрасными кузнецами, выплавлявшими «сыродужное железо» для многочисленных бытовых предметов, конской упряжи, наконечников стрел, кинжалов и т.п. Курыканы также умели изготовлять орудия труда из камня и костей животных, глиняную посуду, одежду.

В начале X в. на территорию Прибайкалья вторглись монгольские племена,  пришедшие с юга.  В результате долгой войны курыканы потерпели поражение. Большая часть из них ушла на Север, дав там начало формированию якутского народа. Другая часть ассимилировалась с монголами и стала прародителями западных бурят.

До пришествия на байкальскую землю русских, тут, на Ольхоне позволялось находиться лишь  шаманам и ламам, которые со всей Азии приезжали сюда молиться духам и совершали обряды и жертвоприношения.  Тут же рядом со скалой было расположено шаманское кладбище. Неудивительно, что это место овеяно массой таинственных историй и преданий, подробно которым я возможно посвящу отдельный пост.

Лучшие отели на Ольхоне ➜

Однако, всего пара десятков лет, когда на ольхонскую землю пришли русские, изменили всё кардинально.

Еще дореволюционное правительство России привлекла удаленность и труднодоступность острова, куда решили ссылать особо опасных преступников, этакий Алькатрас посреди Байкала. Но революция или какие-то другие дела нарушили эти царские планы, иначе местное население  и шаманы уже тогда были бы физически отрезаны от своих святынь.

Но то, что не успело сделать царское правительство, было подхвачено советскими деятелями, которые уже во времена Великой Отечественной войны здесь, на Ольхоне учредили исправительную колонию для мелких преступников, которых государство направляло сюда для работы на рыболовецких судах на Байкале на благо страны и фронта.

Особенно пострадал остров Ольхон и его святыни в советский период в 30-50 гг. прошлого века. В 30-ые годы все местные ламы были арестованы, действоваший тут дацан был разрушен, а у подножья святой скалы Шаманки организовали добычу мрамора, «благодаря» которой были уничтожены почти все древние наскальные рисунки, даже древняя Курыканская стена была разрушена и использована поселенцами при строительстве своих домов в этот период.

Всё, что некогда было священно и недоступно быстро утратило этот статус. И такое варварское отношение к острову продолжалось довольно долго и наверняка было бы сильнее и катастрафиченее, если бы доступ на остров был проще.

А всеобщий доступ на остров случился лишь в 1992 году, когда на Ольхоне начала действовать паромная переправа, к тому моменту самосознание у людей уже проснулось и отношение к Байкалу было уже другим. В 1996 году  Байкал попал во всемирный список памятников культурного и природного наследия человечества ЮНЕСКО.

мыс Бурхан отдых на Байкале Ольхон Хужир

Сейчас же мы знаем Ольхон как одно из популярнеших туристических мест на Байкале, куда приезжают путешественники со всего мира.

Собственно, уже много лет  туризм — главная статья доходов у местных жителей.

Местный рыбзавод давно закрылся, а скудная земля Ольхона, в сочетании с  сильными ветрами и морозами зимой — мало приспособлены для земледелия. Не туристы бы, остров снова стал бы практически необитаемым.

Раньше только летом ольхонцы  зарабатывали деньги на туристах (сдавали жилье, кормили в кафе, возили туристов на экскурсии), а потом целый год жили на заработанные деньги, теперь «народ попер» на Байкал еще  и в конце зимы-начале весны, особенно активно едут нынче иностранцы (китайцы), уже второй год в феврале-марте на местных турбазах просто аншлаги.

Хотя многие кафе на Ольхоне по привычке все еще «украшены» объявлениями, что они закрыты-де до следующего сезона, т.е. до лета. Сейчас видимо им свой график придется пересмотреть, все-таки невероятные фото байкальского льда в интернете сделали свое дело, на Ольхоне теперь действует второй туристический сезон в году.

Уж не знаю, во что выльется эта неожиданная, но заслуженная популярность, и выдержит ли Байкал и Ольхон, в частности, такой вал туристов — сказать пока сложно, но будем оптимистами, я надеюсь, мои посты про Байкал будут читать исключительно ответственные и порядочные люди, которые приедут сюда, осознавая ценность природы Байкала и ее хрупкость, где у человека  может быть лишь одно место — молчаливого зрителя.

скала "Шаманка" надписи

А всему остальному «тагилу», который едет на Байкал «побухать», оставляя после себя горы мусора и даже на священной  Шаманке умудряясь оставлять «на память» свои «наскальные надписи» на самой вершине скалы типа «здесь была Света из Перми»  — по-хорошему бы взять и запретить въезд на Ольхон. Да и вообще куда бы то ни было запретить, пусть дома сидят, раз вести себя не умеют. Неужто не стыдно? И не лень тащить с собой краску, кисти, я вот этого не понимаю…

Алкоголизироваться можно и на собственной даче, я так считаю. Там, у себя, пускай хоть весь свой фанерный домик исписывают от фундамента до самой крыши.   Что особенно неприятно, это в бОльшей мере относится именно к местным жителям и туристам из России, ни китайских, ни английских или французских надписей на скале я не видела.

Мне кажется, запретить таким товарищам въезд на остров пожизненно и всё, раз уж не боятся они гнева местных духов. Хотя система с местью ольхонских духов за осквернение святынь  была бы, конечно, самая надежная.

Остров Ольхон на Байкале (как добраться, базы отдыха, достопримечательности)

Остров Огой на Байкале и загадочная Ступа Просветления