На Байкале, особенно на Ольхоне и на территории Бурятии, где преобладает шаманизм и буддизм вы наверняка увидите столбы-сэргэ или чаще всего деревья, обвязанные разноцветными ленточками. Это своеобразное подношение местным духам (эжинам) и один из главных ритуалов, который стремятся соблюдать все, кто едет на Байкал и хочет заручиться поддержкой и попросить духов исполнить свои мечты.
Этот обычай дошел до нас с глубокой древности. Люди издревле подмечали, где духи и божества как-то проявлялись и сооружали там обо (бариса, бурхан), где в центре устанавливали столб-сэргэ или привязывали на ветки деревьев ленты-залаа или хадак.
Бариса и обо обычно представляют собой груду камней, группу деревьев, составленных конусом наподобие шалаша. Каждое обо имеет своего духа местности (эжина), это внуки тэнгри (верховные божества в буддизме и шаманизме).
Духи, в свою очередь, бывают добрыми (западные) и злые (восточные).
Чтобы задобрить духов и попросить удачи в дороге или на месте куда приехали принято проводить обряд — “брызгать” белым напитком чаще всего молоко, кисломолочные продукты или водка и оставлять подношение в виде монет, конфет, сигарет, пучков конских волос, пуговиц или даже просто камень. Если нет возможности остановиться возле обо, водитель хотя бы должен просигналить трижды в знак приветствия местному духу.
Цена подношения не так важна, как сам факт жертвоприношения. Самый распространенный вариант подношения — повязывание цветных ленточек, их называют — залаа, джалама, хадаг или хадак.
По традициям многих центрально-азиатских народов хадак преподносится в том числе в знак уважения какому-либо человека, обычно, старейшие рода или важному гостю. Хадак при этом держат обеими руками ладонями вверх и надевают на шею тому, кому хотят выразить свое почтение.
Подпишитесь на мои соцсети, там я делюсь актуальной информацией о Байкале и своей жизни:
Что означает цвет хадака
- Синий хадак — символ неба, гармонии и спокойствия. Это цвет- воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения, долголетия. В бурят-монгольском мире голубой, синий цвета — олицетворение Вечного Синего Неба, культ которого существует издавна. Этот цвет символ мужского начала.
- Белый хадак — символ воды, чистоты духа и намерений, цвет начала. В буддизме и шаманизме белый цвет обладает особой сакральностью. Праздник белого месяца — новый год по лунному календарю, один из самых почитаемых и значимых праздников, в Бурятии его называют Сагаалган.
- Зелёный хадак — символ расцвета, жизненной силы и плодородия. И у бурят и у монгол это женский цвет, который символизирует мать-землю.
- Красный хадак — символ власти и величия, благосостояния, а также безопасности. Этот цвет помогает противостоять сглазу и действиям злых сил, он обладает целительными свойствами.
- Жёлтый хадак — символ достатка и плодородия, огня и солнца, символ тепла и плодородия.
- Хара- черный хадак (по-бурятски «бутуугэй» хадаг) — защищает от колдовства, несчастий и болезнй. Черный хадак используют только в самом крайнем случае — при снятии порчи, для очищения от грехов, например, когда человек, очистившись в символическом огне от грехов, отдав дань уважения сахюусанам, готовится к встрече Нового года.
Просить, не оставив что-то взамен, категорически запрещено. Дух тогда “возьмет” сам, то, что ему захочется.
По древней традиции перед обрядом подношения принято обойти обо три раза, выразив тем самым уважение ко всем трем мирам — нижнему, среднему и верхнему. Затем необходимо мысленно или вслух представится духу и рассказать о цели своей поездки, а уже после этого просят о помощи и поддержке в своих делах.
Повязывая свой хадак в священных местах люди надеются, что их желания и мольбы будут услышаны и исполнены.
Но это не просто игра, не стоит принимать участие в данном обряде бездумно, как дань туристическим традициям на Байкале. Необходимо провязывать свой хадак с чистыми мыслями и благодарностью, с уважением к духу местности, которому обращаетесь с просьбой или загадываете желание.
Также стоит помнить, на обо можно только что-то оставить, но ни в коем случае нельзя ничего забирать. Даже камни нельзя подбирать рядом с таким местами, можно навлечь на себя и свою семью удачи и несчастья.
Считается, что когда ветер колышет залаа, то тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он сам в это время занят другими делами и находится в другом месте.