На Байкале множество «шаманских мест». Скала Шаманка на Ольхоне, мыс Шаманский в Слюдянке, деревня Шаманка. Но, пожалуй, самая известное из них — Шаман камень. Который нередко путают со скалой Шаманкой. Нередко даже видела как подбирали «не те фотографии», рассказывая о шаман камне в Листвянке, а показывая мыс Бурхан (он же скала Шаманка на острове Ольхон.
Несмотря на то, что оба эти места известны и невероятно почитаемы у местных жителей с древних времен, все же это разные места. Сегодня расскажу о Шаман-камень в Листвянке, чем он примечателен и как его найти. Это совсем не сложно, но не слишком очевидно.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Чем примечателен Шаман камень в Листвянке
Шаман камень расположен в истоке Ангары в поселке Листвянка.ам, где зимой проходит четкая граница — между замёрзшим Байкалом и незамерзающими даже в самые лютые морозы рекой Ангарой.
Исток реки Ангары самый широкий и крупный в мире. Ширина истока 863 м, максимальная глубина на перекате 4,8 м, минимальная может снижаться до 1,5 м. Это единственное место во всей Северной Азии, где зимуют водоплавающие птицы, к декабрю их здесь собирается по несколько тысяч.
Местные буряты считают Шаман-камень местом обитания хозяина реки Ангары — Ама Саган Нойона. Здесь молились и проводили важные шаманские обряды.
В середине XVIII столетия И.Г. Георги в главе о бурятах: «Самою тяжкою клятвою почитается то, когда клянущийся подходит близко к так называемому Шаманскому камню, находящемуся на юго-западном берегу Байкала, неподалеку от реки Иркута. Камень сей называется на бурятском языке «Аеху Чолан», т.е. страшная каменная гора, и они верят, что камень сей лжецов поражает скоропостижной смертью».
Сейчас от шаман камня видна лишь самая верхушка, выступающая над водой на 1-1,5 метра. Но когда-то люди видели его значительно более обширным, до нас дошли старые фотографии прошлого века, где на шаман-камне одновременно умещаются по 15-20 человек.
А в 1904 году, когда на Байкале фиксировался экстремально низкий уровень воды, до Шаман-камня можно было дойти вброд, а сам камень выступал больше чем на 10 метров в ширину.
Частичное его затопление произошло при строительстве Иркутской ГЭС в 1960-ые годы, когда изменился уровень воды в Ангаре и камень погрузился под воду. Гидростроители и вовсе планировали взорвать скалу, но доводы ученых о значительном ущербе экологии и протесты местных смогли отстоять эту природную и этническую реликвию.
По преданиям, покуда стоит на своем месте шаман-камень — весь мир держится. Если однажды он расколется, воды Байкала хлынут и затопят все вокруг, вплоть до самого Урала.
Где расположен Шаман-камень на Байкале и как его найти
Найти Шаман-камень может любой, у кого хорошее зрение.
Расположен он в начале поселка Листвянка, прямо посреди реки Ангара, напротив Байкальского Лимнологического музея и стеллы-памятника местному писателю Александру Вампилову, утонувшему здесь.
Аккурат посередине между берегом поселка Листвянка и Портом Байкал, между мысами Устьянский и Рогатка,. Расстояние от каждого мыса до камня около полукилометра. Окружают камень ледяные и стремительные воды реки Ангары.
Посмотреть на шаман камень можно и поближе, это одна из самых популярных экскурсий в Листвянке:
- Зимой сюда туристов в Листвянке возят на часовую экскурсию на хивусах
- Летом можно доехать до шаман-камня на катере или лодке.
Легенды и предания о Шаман камне
Легенда о Байкале и дочери его красавице Ангаре
Это случилось очень давно. В те времена, когда на Земле жили могучие богатыри и доблестные витязи. Был тогда Байкал несметно богат и велик, и все уважали и почитали его. Была у него дочь – красавица Ангара, и все преклонялись перед ее красотой. Байкал любил и баловал Ангару, была она отрадой его сердца. Росла дочь Байкала своенравной и гордой, но шло время, и настал черед Ангаре выбрать мужа.
В ту пору стояло лето – приближался праздник сурхарбан. Призвал Байкал к себе окрестных богатырей, дабы те могли помериться силою и отвагой своей покорить сердце его единственной дочери. И был среди них, кто был ему особенно люб – молодой богатырь Иркут.
Но сколько б отец не нахваливал удалого Иркута, сердце дочери оставалось непреклонным.
Наступил праздник, сошлись богатыри силой мериться, и был среди них один – Енисей, сын могучего Саяна – который превзошел их всех, и его отвага и доблесть покорила сердце Ангары.
Но Байкал не захотел дать своего родительского согласия, и пришлось молодым расстаться. Долго уговаривал отец свою дочь выйти замуж за Иркута, но Ангара отвечала отказом.
Тогда Байкал заточил ее в темницу, где в одиночестве томилась она без своего возлюбленного. Когда же отец сказал ей, что дал согласие Иркуту на брак, решилась Ангара бежать, и попросила младших братьев своих – ручейков помочь ей. И пришли они своей старшей сестре на помощь, размыли стену темницы – вырвалась Ангара на свободу.
В гневе кричал вслед беглянке Байкал. Над Землей поднялся страшный шторм. Этот шторм сотряс небо и землю, и от него в страхе бежали звери и птицы. Кинулся вслед за Ангарой молодой Иркут… Вдруг молния расколола старую гору – подхватил Байкал осколок горы и кинул вслед дочери, чтобы преградить ей дорогу. Но поздно – уже рядом с Енисеем была Ангара, и подхватил он ее в свои объятья. С той поры так и остались они неразлучны.
Слезы горя и радости, что выплакали Байкал, Ангара, Иркут и Енисей со временем превратились в воду и с той поры так и остались там. А осколок скалы, который кинул вслед дочери Байкал, люди прозвали Шаманским камнем. Легенда гласит, что ежели сильно осерчает Байкал, то в гневе смоет он водой Шаман-камень, и затопит тогда весь мир.
Дабы умилостивить грозный Байкал, издревле люди приносили ему на этом месте щедрые жертвы.
Упоминания о шаман камне в научной литературе
А еще шаман-камень был местом, куда издревле привозили преступников и неверных жён. Священный ужас перед скалой был такой, что мало кто отваживался обманывать, чтобы не навлечь на себя гнев местных духов, куда более беспощадный, чем самый строгий человеческий суд.
Оставляли преступника на камне на ночь, а к утру приезжали, если к утру преступник оставался на месте, его прощали. А если на утро никого на камне не находили, значит вина подтверждалась, раз сам Байкал его «забрал». Этот обычай существовал вплоть до 19 века.
Немецкий историк Г.Ф. Миллер в фундаментальном труде «История Сибири» в начале XVIII столетия писал о священных скалах: «Здесь родина бурят, у которых также существует подмеченный мною у вогулов обычай почитать священные скалы. Каждая скала этого рода называется ими Aiechu-tsechlo, т.е. «заставляющая вздрогнуть скала», и пользуется таким почитанием, что лица, обвиненные в преступлении и желающие доказать свою невинность, прибегают к подобной скале и обхватывают ее обеими руками, будучи твердо убеждены в том, что если ложно поклянутся, то непременно умрут. Такая «заставляющая вздрогнуть скала» находится у озера Байкал к западу от того места, где вытекает Ангара».
В конце XIX века писатель Д.И. Стахеев со слов местных жителей записал: «камень назван шаманским потому, что буряты шаманской веры признают его за обиталище онгонов (духов).
К этому камню приезжают буряты за 300–400 верст, и перебравшись на лодках на самый камень, входят будто бы в непосредственное сношение с обитающими на нём духами. Нередко к этому таинственному месту привозят они своих собратьев, в чём-либо обвиняемых, и заставляют произнести здесь отрицание преступления. Шум волн, разбивающихся о камень, высота его над водою, фантастичность самого места и полное убеждение в присутствии на нём невидимых духов – всё это разом действует на присягавшего, и виновный большей частью не может скрыть своего преступления; он со страхом и трепетом сознаётся во всех грехах, вольных или невольных. Часто бывает так, что решившего принять присягу на Шаманском камне привозят на берег без чувств. В глубоком обмороке. Случается, что по возвращении сознания бурят ещё долго дрожит от страха и не может успокоиться: так его напугали страшные онгоны!»
Н. Витсен, ученый из Амстердама, посетивший Россию и опубликовавший труд «Северная и Восточная Тартария» в 1692 г. упоминает о «священной горе около Байкала, куда отправляются, чтобы дать клятву. Те, кто произносит ложную клятву или дает ложные показания, оттуда живыми не возвращаются».
Голландский купец, направляющийся в 1692 в Китай, Исбрандт Идес: «На этой горе приносят они свою клятву, кто же присягнет ложно, тот, по их мнению, не сойдет живым, вниз. На ней приносят они также в жертву убойный скот». Упомянутая, гора, по мнению комментаторов текстов, это, вероятно, Шаманский камень в истоке Ангары, на котором подобный обряд действительно проводился вплоть до начала XX столетия.