Эта история меня шокировала дважды.
Во-первых, я почему-то не думала, что неконтролируемый рынок инстаграм-продаж в России настолько неконтролируемый, что тут легко и безнаказанно можно продавать опасные и вредные для здоровья товары, да еще и втридорога.
Во-вторых, я не думала, что мир бьюти-блогеров и вообще блогеров настолько продажный и беспринципный, что они за деньги не просто готовы рекламировать всё и вся, даже откровенные «средства-пустышки», но и не считать себя виноватыми в создании популярности опасных товаров. Как говорят в таких случаях — «за деньги маму родную продадут».
И я бы быть может поглядела и прошла мимо, но именно отсутсвие адекватной реакции других блогеров на данную историю взволновало и заставило меня выйти на блогерские баррикады. Не то, чтобы Катя Конасова с ее полумиллионной аудиторией сильно нуждается в моей защите, но не высказаться об этой истории, а тем более умолчать о ней, я просто не могу.
Предыстория:
Около года-двух назад в российском инстаграме назад появилась чудо-сыворотка от акне за 1,5 тыщи рублей, которая творит чудеса и делает кожу чистой и идеальной лучше любого косметолога. Купить эту сыворотку можно исключительно в инстаграме. Эксклюзив!
Возможно мы бы об этой сыворотке никогда не узнали, если бы владельцы бренда не выбрали самый правильный способ продвижения — рекламу у блогеров. Ничего необычного, в общем-то, так сейчас многие делают, потому что уровень доверия к блогерам у аудитории в разы превышает их доверие к информации изо всех других видов рекламы. В том ведь и смысл блогеров — независимых журналистов, с субъективным, но честным мнением. Во всяком случае, так оно в моем идеальном мире.
По умолчанию, люди считают любимых блогеров «своими друзьями», которые плохого не посоветуют. В общем-то, так это и было, пока блогерство не превратилось в бизнес, где деньги решают все или почти всё.
Посмотрите на этих блогеров, рекламировавших FemFatal в своем инстаграм, с сотнями тысяч и даже миллионами подписчиков. Среди них вы наверняка увидите знакомые лица, я к примеру, на нескольких из них даже подписана.
Все они «по секрету» рассказывали, что пробовали сыворотку Фемфаталь и считают её крутым средством от прыщей. В данном случае это могло бы быть правдой, если бы у истории с этой сывороткой не случилось продолжения.
А теперь, собственно, сам скандал
Однако мнения всех этих инфлюенсеров рассыпались о расследование, проведенное блогером Катей Конасовой и её командой в рамках ее рубрики про интернет обманы. Такое пристальное внимание к сыворотке было инициировано ее подписчиками, которые просили рассказать правду об этом неоднозначном продукте, Эффект от от этой сыворотки кто-то не заметил, а кто-то рассказал о довольно странных реакциях.
Для меня конечно БОЛЬШОЙ ВОПРОС почему исследование сыворотки проводит блогер за собственные деньги, а не специально предназначенные для этого организации, выпускающие товары в продажу, которые мы содержим на свои налоги.
Но это вопрос для другого размышления. Суть выявленной проблемы оказалось куда глубже, чем простое несоответствие фактического состава косметического средства тому, что написано на упаковке.
О чем, естественно, не было никакой информации ни на упаковке, ни в рекламе. И другие блогеры, которые рекламировали этот товар, скорее всего, не знали об этом, также как и все, кто покупал «Фемфаталь» за свои деньги в надежде избавится от прыщей. Я бы тоже, например, не понесла сыворотку ни в какие лаборатории, тем более что это стоит 30-50 тысяч, считая по умолчанию, что раз товар продается у него есть все необходимые разрешения и проверки.
В общем-то, весь процесс расследования Кати Конасовой, целью которого было выявить реально ли сыворотка ФемФаталь — рабочее средство или пустышкой превратилось в уголовное дело, ТВ-сюжеты и тонну исков в адрес компании от пострадавших, к которым вы также еще успеваете присоединиться.
Если интересуют подробности и весь процесс разоблачения — рекомендую посмотреть видео Кати Конасовой, мне кажется, все четко, по делу и весьма аргументировано, чтобы понять, что это не очередной хайп и дешёвая попытка привлечь внимание к своей персоне.
Неприятные побочные явления
Вторая вещь, которая меня крайне удивила и поразила во всей этой скандальной истории — реакция блогеров на вышедшее расследовани Кати Конасовой.
Кто-то решил отмолчатся, ну а кто-то (Катя Диденко — блогер-провизор) решила на правах блогера-эксперта провести собственное домашнее расследование, устроив свой анализ сыворотки, которые стали бьюти-мемом с названием «опыты в багажнике». Эти опыты не только стали мемом, но и полнейшей дискредитацией профессиональных способностей Кати Диденко, устроившей «цирк с конями» и еще больше разозлившее общественность.
Вы можете посмотреть ее опыты в ее же инстаграм-аккаунты, которая та почему-то до сих пор почему-то не удалила. Но которые между тем нашли поддержку в лице весьма влиятельного бьюти-блогера Растушевки (Марии Вискуновой), которая с места в карьер сразу же перешла к грязным оскорблениям Кати Конасовой.
Т.е. люди настолько уверены в своей безнаказанности, что их аудитория и дальше продолжит им верить даже после таких серьезных и, не побоюсь этого слова, фатальных, промахов и обмане собственных же подписчиков. Боюсь, даже у Филиппа Киркорова звездная болезнь не в такой запущенной стадии.
Про развитие данного скандала, как проводились «опыты в багажники» и что с ними не так — можно подробно посмотреть уже в этом видео, не вижу смысла это пересказывать, тем более, что лучше, чем сделал это автор ролика я вряд ли смогу.
Выводы
А выводы между тем напрашиваются неутешительные — все продаются и всё продается.
Вот только однажды обманутое доверие за деньги назад не купишь. Вот, такие блогеры, которым все равно что и как, лишь за это платили, уже ничем не отличаются от критикуемых ТВ-ведущих, которым нынче верят лишь малые дети да малограмотные пенсионеры.
Своими действиями они попросту «позорят честь мундира» и не понимают, что сами, своими же руками портят репутацию российскому блоггингу как средству коммуникации. И не за горами те времена, когда люди и блогерам верить перестанут, как однажды это уже случилось с традиционными СМИ.
Грустно это все…
А вы верите блогерам?
И поделитесь своим мнением в комментариях, если тоже слышали об этой истории с антибиотиками в сыворотке или, если пробовали сыворотку FemFatal, был от не эффект? По идее кому-то же антибиотик может от акне помогать, просто назначать его должен врач.
Я вот об этой сыворотке только от Кати Конасовой и узнала, даже представления не имела о том, что такое есть. И при этом я ж подписана на несколько блогеров, значившихся в рекламных списках. Возможно, просто не обращала внимания из-за отсутствия проблем с акне, либо просто повезло.
Лучшее на iHerb • Что заказать • Промокоды, товары, лайфхаки