Сретенская церковь – готова поспорить с Башней Ермака за первенство в списке достопримечательностей Бельска. Но т.к. она все же «помладше» башни я и поставила ее только второй в списке.
Но значение её от этого сложно умалить. Бельская церковь столь же уникальна, как и башня, т.к. являет собой неповторимый стиль «сибирского барокко», стоит ли говорить о том, что это вообще единственная Сретенская церковь в Сибири (как говорят знающие люди).
Да и сделана церковь была из местного Бельского кирпича, руками местных же мастеров.
Но судьба Бельской церкви сложилась гораздо сложнее, чем у стоящей с ней по соседству башни.
Вернемся к Бельскому острогу и его первому изображению.
На рисунке мы видим, что в центре острога расположено здание, увенчанное крестом. Это и была первая Сретенская церковь в Бельске, изначально она была деревянной.
Возникла она в то же время, когда сформировался сам острог, т.е. где-то в 1691 году.
29 января 1786 года произошел пожар, в результате которого первая деревянная церковь сгорела. А до нас, к сожалению, не дошло даже её описание.
Имена зодчих и мастеров новой церкви тоже не сохранились. В 1788 году они уже отстроили новую церковь, но на этот раз её сложили из местного кирпича. А кирпич местный славился своей особой крепостью, ведь делали его из бельской глины с добавлением яичных желтков.
Конечно, не здесь изобрели эту технологию добавлять в глину желтки, вон вся белокаменная столица нашей родины из такого кирпича в свое время строилась. Но, если бы не этот факт, может быть, и эта церковь не дожила бы до наших времен.
А ведь, по оценкам ученых, второго такого строения не существует. Вот как его описывают специалисты: «Четырехъярусный храм с традиционным для сибирского барокко ярусным завершением колокольни, открытым на всю высоту основным объемом и наружным пластическим убранством. В свое время алтарь был перегорожен сохранившимся столбом-перемычкой, что указывает на двупрестольный характер интерьера — редкий факт для всей истории русской архитектуры». По правую сторону находился престол Сретения господня, по левую – Архангела Михаила».
В 1861 году на месте святого престола сгоревшей деревянной церкви балаганский купец Георгий Козлов сложил каменный памятник.
Сретенская Бельская церковь была весьма популярным местом у жителей Бельска и всех окрестных заимок. Ведь церковь в 18-19 веках была и домом культуры и администрацией в одном лице.
Была здесь и богадельня и постройки где жили монахи, и их хозяйственные сооружения и администрация. Здесь оставались ночевать все, кто приезжал в церковь издалека и не мог сразу домой уехать, были и те, у кого совсем дома не было – нищие и бродяги.
Здесь же рядом с церковью было расположено старое церковное кладбище.
Говорят, у колоколов Бельской церкви был особый неповторимый звон, который разносился по реке аж на 25 километров! На всех заимках было эти колокола слыхать.
Были в церкви и свои местные попы.
Первым в списке значится иерей Михаил Мацуев, погибший в 1920 году во время эпидемии. Это был прапрадед современной мировой знаменитости музыканта Дениса Мацуева.
С местной церковью связано имя «красного священника» Парнякова, двадцать лет отслужившего в Бельском приходе и приглашенного потом в епархию в Иркутск. Сын его Пантелеймон Парняков, активный революционер, первый редактор газеты «Власть труда» (современная «Восточно-Сибирская правда») и комиссар просвещения, был убит колчаковцами. А отец-священник — в Монголии унгерновцами, обвиненный в сочувствии к красным.
Он просветитель был. В Бельской волости, потом в Бурятии и в той же Монголии школы православные открывал.
Но вскоре за своими священнослужителями пострадала и сама Бельская церковь. В 1936 году церковь прекратила свою работу.
Уже в тридцатые годы церковный штат сильно сократили, строения и церковное кладбище осталось без надзора. Богадельню и сторожку разобрали и увезли в другую деревню, так же поступили и с церковно-приходской школой.
Распоряжения «из центра» разрушить Бельский храм не было. Это была целиком и полностью инициатива, быстро обратившихся в новую религию комсомольцев-коммунистов села. Не они привели здание церкви в теперешний вид, «как после бомбежки», но их рукам принадлежит начало этой «грязной» работы, которая не останавливалась вплоть до 90-х годов прошлого столетия.
Каким-то «умникам» захотелось выслужиться перед новой властью, они и решил, как тот Герострат, хоть не построить, так сломать.
Да не что иное, как Бельскую церковь. Ломали церковь куча народа, как рассказывает бабушка все старики и бабки стояли и плакали. Представители новой власти и взрывали ее и пытались разломать кирками и топорами. Им бы бросить это занятие, ан нет, взыграло ретивое. Не захотели они от своей идеи отказаться.
С колоколами и крестом им пришлось больше всего повозиться. Большой колокол снять так и не смогли, пришлось распиливать его на кусочки с помощью автогена, а малый , обстреляли крест и колокола из пушки. Колокола кое-как сняли, а вот крест так и упирается своим обломком в небо.
Как рассказывают старожилы, все кто участвовал в этом «деле» вскоре попали на фронт, и никто из тех, кто ломал церковь, назад с фронта не вернулись.
Уже в военное и послевоенное время и произошло основное разрушение самого здания церкви. Кирпичи, листы железа, что покрывали ее купола, местные жители растащили по домам. Печки себе в домах из кирпича понаделали, железо шло на изготовление ведер и другой домашней утвари. Говорят жил тогда в селе какой-то инвалид, который наловчился делать ведра, тазы, баки из железа церковных куполов. Говорят, нарасхват шла его продукция в селе, купить-то невозможно это было.
А малый колокол, отлитый с серебром был сначала этот колокол был спрятан одним из активистов в подвале сельсовета, а потом был продал в Тельму. (Помигалов Мишка продал он тогда женатый был на Рубановской Галине Николаевне, а она была председателем совхоза. Говорят, все деньги себе захапал).
Так бы никто и не узнал об этом деле, если бы старожилы не признали в звоне тельминской церкви своего родного Бельского колокола.
А уже в 50-е годы разместился в селе участок бурения геологоразведочных скважин, бабушка ее называет «буровой».
Разместилась она прямехонько на церковном дворе, там же появились бочки с горюче-смазочными материалами для работы. Контору разметили в бывшем магазине под горой. А, чтобы машинам было удобнее ездить сюда за горючим, проложили и новую дорогу до Большой улицы, прямо под острожной башней. Вот после этого «подкопа» башня и начала кренится на бок.
Сама дорога прошла по церковному кладбищу, у выполнявших эту работу рука нисколько не дрогнула, когда экскаваторы начали «выворачивать» старые могилы и кости.
А в 1970-е в Бельске на месте церковного кладбища решили установить Обелиск в память о Бельских жителях воевавших во время Великой Отечественной Войны.
Дело это конечно хорошее, нужное, вот только то ли место выбрали для нового памятника? Разве нельзя было во всем Бельске найти другое место для Обелиска? Техника и лопаты окончательно сравняли бывшее кладбище с землей, сколько во время той работы черепов, человеческих костей понаходили. Да и до сих пор говорят то, тут то там на кости натыкаются, тут сейчас клумбы цветут и «Миру Мир» написано, каждый год землю-то перекапывают.
Много десятилетий церковь стоит вот так в полуразрушенном виде. Её стены исписаны разными надписями типа «Здесь был Вася». А неизвестно на самом куполе огромными буквами выведены две фамилии «попов» и «крюков», как они туда забрались, а главное, зачем?
Хочется людям видимо прикоснуться к великому, а если нет у них других талантов, то и остается просто написать свое имя на крыше старинного здания. А может просто делали это вот так, не подумавши, как раз в советское время и церковь и башня были чем-то вроде акробатических снарядов для молодых сельчан.
Забраться на самый верх башни или церкви было проявлением особого удальства местной молодежи. Об этом я могу судить по фотографии отца с товарищами, уже старшеклассников, взобравшихся на стену Бельской церкви. Сколько поколений Бельских ребят вот так лазили по стенам разрушенного здания. Сколько зданий тех времен сельчане растащили по кирпичику, по досточке? И церковь, и мельницу Голубева и пивоваренный завод.
А лет тридцать назад здесь в церкви ещё один пожар случился, но благо камень не горит. Наверняка учинили его местные бродяги, костёр устроили, чтобы погреться. Да и местные жители, нет-нет, да и пытались отколупать от церкви кирпичи, кто-то как сувенир «на память», а кто-то и для хозяйственных целей. Пока не загородили сооружение там и коровы вольно ходили.
Не так давно в селе вот опять активизировалось церковное движение.
Пока службы организуют в доме, в котором раньше жила бабушка Юльки Плотниковой. Он расположен прямо рядом с церковью. После того как бабушка их умерла (где-то 5 лет назад), родители Юльки сначала продали бабушкин дом церковнослужителям, а потом и вовсе уехали из села. Попов местных в Бельске нет, они приезжают сюда из Черемхова.
Пару лет назад, 27 сентября, в день Воздвижения Креста Господня, напротив разоренного алтаря Сретенской церкви был установлен Крест в память о священниках, которые служили в Бельске, а также других людях, похороненных некогда на церковном погосте, который позже сравняли с землей. Ребятишки даже сейчас находят здесь черепа и кости.
Саму церковь обгородили забором и в очередной раз собирают деньги на ее восстановление. Вон и ящички для пожертвований в магазинах довешали. Ну, на это дело уже не один раз деньги собирали. Сколько аферистов здесь ходили по домам просили деньги «на церковь».
Поэтому у нынешних радетелей за восстановление Бельской церкви все 300 лет на сборы уйдет, пока не найдется на это дело какой серьезный меценат. Вот кто действительно вписал бы свое имя в историю села, да и чего уж там, в историю всей России.