Блог Елены Чемезовой

«Левиафан» найдется на каждого «Дурака»

Посмотрела я за последнюю неделю сразу два очень шумных отечественных фильма. И я даже не про 125-ый выпуск фильма «Ёлки» или культовый сериал «Физрук».

Я про «Левиафан», который, на удивление, понравился европейским критикам, но не очень понравился российской публике. А фильм «Дурак» Юрия Быкова так вообще вышел полуподпольно и о его существовании вообще знают немногие. Такое в кинотеатрах отчего-то не «крутят».

Смотреть я их начала отнюдь не потому, что люблю подобные фильмы, а потому, что  заинтересовали меня противоречивые первые отзывы на них.

Хотя фильмы эти разные, но в моем обзоре я их объединю, потому, что основной посыл в них очень похож. Начну, пожалуй, обобщать с того, что на мой взгляд, многое из того,  что показано в этих фильмах,  действительно  — вранье!

«Левиафан» начала смотреть вчера в полглаза, по отзывам ожидая того, как будут показывать самое днище жизни в России. Самый смак — кровь, кишки, расчлененку, изнасилования, садизм в отношении детей и животных. Ну то, что нам по ТВ в новостях обычно показывают. А я ужас как не люблю такие штуки. Я вообще предпочитаю сказки или мультфильмы с добрыми персонажами и чтобы непременно хэппиэнд.

Но по итогу просмотра у меня ощущение какой-то документальной постановки, которой впору поставить значок 6+ (за то, что в фильме много курят, пьют и разговаривают матом). В новостях же нам совсем другую жизнь показывают!

Понятно, что оно может быть и так как в кино показали. Но где же самый смак? Чтобы порадовать европейскую публику, чтобы они еще больше позлорадствовали над тем, как мы тут плохо живем? Неужто мало образчиков? Вон, буквально сегодня в новостях нам рассказали, что поймали убийцу-маньяка, который работал милиционером и с 90-х годов преспокойно убивал женщин. Двадцать с лишним лет! И жил себе, растил детей, ходил на работу..

Адвоката у них там в фильме избили и потыкали ему в лицо револьвером? Не смешите меня! Почему было не добавить в кино столь примечательного реального случая с изнасилованием задержанного потенциального преступника бутылкой шампанского? Сколько бы новых красок появилось. И никто бы тогда не сказал, что фильм — неправда. Да и извращенным европейцам из комиссии еще бы больше такое кино понравилось. Они ж только такое поди и смотрят.

Ну и неужто нельзя было рассказать про то, как земли для построек освобождают не дожидаясь решений судов и без всех этих компенсаций и выплат. Зачем? Обычное короткое замыкание, пожар,  и чувак выезжает с нужной земли без шуму, пыли и всех тех несчастий, которые на него в результате свалились.

Мало перцу! Мало! Да, в моей короткой и малоинтересной жизни наберется историй на свой «Левиафан», причем, полный фулл-хауз с чиновниками, бандитами, попами! И ниче, живу же как-то и почти не ною.

За что там дали премию? Я вообще не знаю, как иностранной комиссии удалось понять хотя бы половину происходящего. А английские субтитры вообще посмешили, если бы я не знала русского я вообще бы по ним  не смогла бы понять о чем речь. Как этот фильм можно смотреть, без знания контекста, без понимания среды? Весь фильм — это непереводимая игра слов.

Да тут прожить надо лет десять, чтобы не удивляться такой ерунде! А понимать, что так и должно быть. Но самый парадокс, что, если знать эту среду, смотреть кино и вовсе может быть не интересно. Но все равно нужно. «Лицом к лицу лица не увидать» , —  как известно.

 

По сути, мораль «Левиафана» читается довольно просто и с самого начала нет никакой интриги, ничего не мешает сразу понять, кто тут главный злодей и кто останется победителем в золотом пальто.

Да и сам фильм не о том, собственно. Во главе угла — не реалии нашей обыденной жизни, которые мы уже даже не замечаем и считаем нормальными, а судьба Человека или даже судьба целой семьи. Мы же все живем с иллюзией собственного благополучия, потому, что вроде все у нас  есть — и друзья, и семья, и дом, и сын-балбес и на работе мы на хорошем счету.. И «крутиться» вроде научились, тому «подмазать», с этим перемигнуться и вот вроде живешь не хуже остальных: «Ты мне — я тебе».

Но вся эта устроенная и стабильная жизнь способна рассыпаться как карточный домик в один момент, цепляя одно за другим, убери в нем всего одно звено. Оттого на Руси издревле принято ни от тюрьмы, ни от сумы не зарекаться…

...Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, -
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи, глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг. 

Николай Гумилев  "ВОЛШЕБНАЯ СКРИПКА"

 

В «Дураке» заданная  задачка все же посложнее будет, а потому, смотреть его мне было даже интереснее и я до сих пор не могу сказать, что могу дать однозначную моральную оценку каждой стороне, да и всему тому клубку конфликтов, который тут завязан так, что фиг распутаешь. Настолько тут все неоднозначно, как собственно, и открытый финал фильма, додумать который создатели фильма тоже поручили нашей совести.

За почти два часа пока идет фильм, у каждого будет  время, чтобы встать на сторону и алкаша в падающем доме. И слишком сердобольного, право скажем, не по должности, мэра с его чиновниками. На место семьи дурака-сантехника, да и на место дурака, которому больше всех надо, в первую очередь. Но сложить кубик-рубика без изъяна, чтобы  все были счастливы, в «Дураке» просто невозможно. У каждого тут своя правда и своя логика, с которой вполне можно согласиться.

Главное, пожалуй, что удивляет, что это вообще удивляет. Ну, то, что неравнодушный человек, который почему-то не живет только ради собственной выгоды, теперь вроде «белой вороны», что даже вызывает подозрение у окружающих и обвинения в каких-то тайных корыстях и злых умыслах. Эдакий «антигерой нашего времени» получается.

Неужто таких бессребреников нынче совсем мало? Ведь воспитывались же все на геройских книгах, на том, что «сам погибай, а товарища выручай». Куда все это делось? Неужто измельчал русский народ до такой степени и не осталось в нем ничего настоящего, что приходится удивляться тому, что должно быть нормой?

Да, уж, задумаешься тут… Живых людей спасать это ж вам не фиги обамам показывать. В тепле и сытости так все герои, а вот, чтобы встать и сделать? Чтобы жить по совести? Чтобы не стыдно было за себя и за общество, в котором живешь ни перед самим собой, ни перед собственными детьми и внуками?

...Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу - ты смеешься, эти взоры - два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

Николай Гумилев  "ВОЛШЕБНАЯ СКРИПКА"

 

В общем, равнодушными оба эти фильма вас вряд ли оставят. Можно соглашаться с происходящим, а можно все отрицать, но думать какую сторону выбрать, все равно придется.

Эти фильмы заставляют думать, заставляют реагировать, а это самое главное в любом искусстве. Все, кажется, уже наелись той пустоголовой приторно сладкой жвачкой вперемешку с бессмысленной «чернухой», которой льется на нас с экранов телевизора чересчур много.

Нормальный здоровый организм давно уже требует свежего чистого воздуха, чтобы как-то побороть эту тошнотворную интоксикацию поверхностными и мелкими проблемками героев передачи «Пусть говорят» и нтвэшными сюжетами с той самой кровью, кишками и расчлененкой, которые я так не люблю.

Я очень надеюсь, что оба эти фильма будут доступны широкому кругу общественности. Мне так хочется, чтобы наши люди больше думали, а главное, чтобы стремились стать лучше и добрее! И я уже за одну эту возможность благодарна этим двум режиссерам — Юрию Быкову и Андрею Звягинцеву. И обязательно куплю билет в кино,  чтобы поддержать свежую кровь в современной российском киноиндустрии. Есть шансы, что еще не все потеряно, что люди начнут интересоваться более глубокими вещами, а не только судьбой героев передачи «Дом-2».

А быть может кого-то эти фильмы заставят оглянуться вокруг. Раз уж в нашей жизни кому-то вдруг плохо ее видно, что происходит, может хоть на экране будет заметнее? Должно же быть место для чистого искреннего геройства в каждом, что-то высокое и настоящее, то, что и может дать право называться Человеком.

Как считаете?

МЕТКИ:
  • Иван Корелов

    Чтобы порадовать европейскую публику, чтобы они еще больше позлорадствовали над тем, как мы тут плохо живем?
    С чего вы решили что они злорадствуют?! Да им дело до нас нет, боятся нас — да, но не злорадствуют

    • Это не я решила, об этом писали те, кто ругали этот фильм во время его выхода. В свою очередь спрошу — почему вы думаете, что нас боятся? Кто и чего именно боится?