Блог Елены Чемезовой

Особенности провинциальной рекламы: Проблема №1 — Воровство.

1_632786242

 Смешная реклама и дурацкие названия — лучший способ почувствовать себя самым умным. Эффект тот же, что при прослушивании монологов Задорнова про «тупых» американцев.

В соцсетях существует масса сообществ  посвященных таким вот лулзам, но картинки уже везде одни и те же. Я же решила разбавить этот юмористический поток собственной скромной коллекцией из Иркутска. Свежачок-с, так сказать. Онли фо ю.

Благо, провинциальные рекламы — просто кладезь всяческих «перлов». Начну свой долгий рассказ с самого опасного для рекламодателей порока в рекламе — воровства, ну или скажем так, заимствования.

Провинциальные рекламодатели достаточно легко относятся к субъектам чужого права, таким как названия или визуальные образы. Очень часто приходится слышать: «Какие-такие деньги за картинку? Пусть ваш дизайнер поищет что-нибудь в интернете…»

Кто-то же ступает на скользкую дорожку заимствования вполне сознательно, подражая какому-то успешному бренду, либо привлекая в свою рекламу звезд кино и телевидения без их ведома.

 Так, судя по одной рекламе,  Анжелина Джоли только и делает, что парится  в одной из провинциальных саун.

86094_600

А в Иркутске продавались духи имени Кристины Орбакайте. О которых она сама вряд ли подозревает.

IMG_2039

Джоконда тоже «поплатилась» за свое слишком узнаваемое лицо. Shene Ювелир решил просто посмеяться над шедевром мировой живописи. Разве можно увидеть Мона Лизу в Лувре так близко и в таком виде?

11IMG_1502

Большая подборки использования звезд в рекламе в разных городах России на adme и Маркетолухах. Если вы еще не видели, можно сходить, посмеяться.)

Другие «звезды», с мнением которых у нас не принято считаться — это герои мультфильмов.

Салон мебели «Кит» уже много лет показывает по иркутскому ТВ ролики, в которых используется нарезка из советских мультфильмов. Каким образом эти ролики пропускают на телевидение и почему это до сих пор сходит всем с рук, мне не ведомо. С меня, например,  как-то при размещении рекламы на ТВ  потребовали предоставить документ, подтверждающий права на рекламируемый мной адрес сайта в ролике. Чем привели меня в определенное замешательство. Я ж вроде как не сумасшедшая платить за рекламу чужого сайта? Однако, возможно, я не права, и кухни «Кит» все же  платят «Союзмультфильму» авторские отчисления? Но почему-то сомневаюсь.

Вообще, я очень сильно сомневаюсь, что когда рекламодатель заимствует образы из популярных мультфильмов или «привлекает» к рекламе свой фирмы звезд без их ведома — он все-таки осознает каким юридическим рискам себя подвергает. Иначе это не встречалось бы сплошь и рядом.

Если о существовании супермаркетов «Багира» правообладатели наследия Киплинга вряд ли узнают. То вот, «Союзмультфильм», вполне может найти сходство между своим персонажем и кошкой на логотипе этого супермаркета.

7462875664828935 1_DSCF4412

Пельмени «Гаврюша», на мой взгляд, тоже рискуют. Тем более, зная истории о том, как Эдуард Успенский успешно борется за права своих Чебурашек.

22041 1pelmeni

«О, эти популярные логотипы! Ведь они так чудесны и так узнаваемы. Наверняка покупатели будут думать что мы такие же крутые. Почему бы нам просто не взять их чтобы творчески переосмыслить и сделать своим логотипом?» — наверное так рассуждают те компании, которые копируют популярные логотипы. Либо делают все возможное, чтобы их логотип походил на «тот самый».

Например, какое-то время назад в Чите продавали местное пиво с названием «Сибирское коронное». Apple-вские яблоки и узнаваемые «яблоко-подобные»логотипы используют чуть ли не обувные мастерские.

097a9ff4889d53b16b1c94f5b4ae8b4e

Но, если в примере с Appel Bar еще можно сказать, что я придираюсь. Пусть бы себе люди использовали известные картины как рекламную листовку.

То, уж на примерах ниже, вряд ли кто-то будет со мной спорить, что иркутские  поклонники логотипа знаменитого Starbucks ведут себя очень смело:

 starbucks-coffee    50ff7b50e4b0e09a96a0ffa2

1_DSCF4414

А уж сколько рекламных агентств пытаются хоть как-то погреться в лучах славы Артемия Лебедева и не сосчитать:

Логотип_«Студии_Артемия_Лебедева» 1_E-1-10 1_IMG_3052

Если логика рекламистов мне понятна, хоть как-то прикоснуться к дизайнерскому божеству и кумиру околодизайнерской молодежи и таким образом, стать почти таким же крутым как он.

Ну, а вот какая логика была у этой фирмы, что взяла себе логотип «МММ», даже страшно представить 8)

IMG_6904

Все это вышепоказанное не будет казаться таким уж удивительным, если вспомнить недавно утвержденный «бренд» города Иркутска, который, на мой взгляд, уж слишком похож на то, что мы видели великое множество раз на всяких туристических сувенирах во всех концах света (от Египта до Мексики).

1_DSCF4420

Хотя, первоисточник именно такого варианта логотипа, все-таки город-герой Нью-Йорк.

Полезные выводы:

Мало того, что все эти примеры — нарушение бизнес-этики, так это вполне себе реально наказуемые, иногда даже уголовные деяния. Посадить, возможно не посадят. Но вот, найти и вкатить кругленький иск, очень даже могут.

Чтобы примерно представлять о каких порядках сумм обычно идет речь, достаточно вспомнить скандальную историю «Рив Гош» и дизайнера, просто (!!!) картинку которой, эта фирма использовала без подтвержденных прав. В правовой практике можно  найти множество примеров исков от наших и зарубежных звезд крупным компаниям, а также правообладателей брендов к тем, кто их незаконно использует. Если уж вы мне не хотите поверить, посмотрите в сети.

Не повторяйте этого. Даже если вам кажется, что у вас получается не совсем похоже. Обычно такие вещи очень сильно видны и выдают вора, как заячьи уши из шляпы фокусника.

Воровство во всем мире осуждается и карается по закону. Даже, если это «всего лишь» картинка. Тут всё точно так, как обычно говорят добрые люди глупым людям: «Будьте самими собой. Не подражайте. И будет вам счастье!» ;)