Блог Елены Чемезовой

Звериный оскал капитализма. Рецензия на фильм «Выживший» со спойлером

Пт, 8 Янв, 2016 ЛИЧНЫЙ БЛОГ \ ФИЛЬМЫ

Не знаю почему, но когда я посмотрела прошлый фильм с ДиКаприо «Волк с Воллстрит» почему-то вдруг подумала, что ему, в его творческой биографии, не хватает роли где-нибудь в снегах, в суровых сибирских условиях.

Но у них в америках нашлись и свои суровые условия и даже придумывать ничего не пришлось. Ну почти ничего.

Вероломные белые люди, которые пришли со своими огненными палками и огненной водой и  устроили геноцид среди туземцев. Жажда наживы и люди с моралью диких зверей…

История освоения Сибири и заселения Америки со всеми этими героями-первопроходимцами, на мой взгляд, сильно похожи. Я это еще раз для себя отметила, когда почти одновременно прочитала «Артамошку Лузина» про нашу сибирскую историю  и «Американских богов» про их историю.

fonstola.ru-53917

Уж не знаю почему, мне нравится проводить эту параллель и находить много схожих моментов. Но даже без всех этих параллелей, мне  безумно импонирует способности тех полудиких людей (что эвенков, что индейцев, тут я не вижу принципиальной разницы) быть частью природы, быть самой природой. Даже такой, совсем не пасторальной и совсем неприветливой как у нас тут в Сибири или как там у них в американских неизведанных землях — на фронтире.

Холод, голод, дикие звери и дикие племена и почти такие же дикие соплеменники. Тут надо уметь и огонь добыть, если надо из воды, и белку в глаз бить за четыре километра, и вообще ухо востро держать. Другим людям тут попросту  не выжить.

Хью Гласс

История главного героя фильма Хью Гласса имеет реальный прототип. Действительно, жил такой мужичок в начале 19 века, выходец из ирландских переселенцев, с мутным прошлым и семьей из аборигенов-индейцев, которого погрызла гризли, а он такой вот американский Маресьев,  выжил там, где не должен был выжить.

Выжил и стал  героем, хотя мы и привыкли называть героями людей великодушных и имеющих какие-то высокие цели для оправдания своих поступков. В данном же случае режиссеру пришлось сильно постараться и проявить фантазию, ибо реальный мотив преодоления всех невзгод и проявления характера главного героя даже тут, в фильме  всего лишь — жажда мести.

В общем-то, это было главным, что мне мешало на протяжении всего фильма — ощущения неправдивости самой истории и эффекта ради эффекта. Кинематографичности! Как-будто я слушала  приукрашенный фантазиями рассказ рыбака об его улове.

Очевидно, что растянутая по времени и масштабная схватка Хью Гласса с медведем ошеломляет и впечатляет зрителя куда больше, чем то, как это скорее всего произошло с прототипом  на самом деле. На то и расчет. Но вот прямо совсем не верю, ни единому кадру! Тут бы чудес, боюсь, не было. Глассу хватило бы и пары затрещин от медведицы, чтобы превратиться в мешок с костями.

Даже крупная собака, укусив человека за руку, ломает ему кость, укус медведя бы просто оставил Гласса без руки, тут вот без вариантов. Как бритвой бы отрезало, чик и все. И не такие им кости перекусывать приходится. Не думаю, что она как-то рассчитывала свои силы. А уж упавшая с разбегу на героя туша медведицы, которая сама весит не меньше  полтонны, да добавьте к ней еще силу разбега, то получится как в анекдоте про двух слепых слонов, которые изучали человека на ощупь и пришли к выводу, что человек — этот что-то плоское и мокрое. В общем, реализм в этой киношной схватке с медведем стремится к нулю.

Но зато эта экранная схватка была дюже эффектной и даже у тех, кто считает, что медведи это такие хомячки-переростки,  наверняка не осталось шансов для сомнений, у героя там не пустяковые царапины и он действительно оказался на волосок от смерти.

И вот тут, на этом самом  месте, возникла главная драма и переломный момент всей этой истории. С которой я тоже хочу и буду спорить.

Наспех заштопанного  Хью Гласса оставилн умирать под присмотром трех членов группы. По сути, это было формальностью и вопросом времени. День, ну два… Ни у кого из группы не было никаких сомнений в том, что часы его сочтены. Иначе они бы либо оставались с ним, или пытались дотащить его до лагеря, либо отправили бы навстречу оставленным товарищам спасательную группу.

В общем, приговор был вынесен коллективно, а виновным оказался лишь один-единственный Фицжеральд, который всего-то предложил ускорить неизбежный конец. Странно, на мой взгляд.

Тем более, что на войне ( а что тут как не война) действуют свои суровые законы. Даже альпинисты бросают своих товарищей умирать в горах, если те вдруг получают увечья и становятся для них обузой. Не думаю, что для Гласса это стало каким-то открытием или серьезным поводом для того, чтобы разочароваться в людях. Его толстую шкуру даже медведь прошибить не смог. Потому и нет в этой истории никаких сантиментов и розовых слюней. И искать их там создателям фильма тоже не стоило.

Поменяй местами Фицжеральда и Гласса, я почти уверена, что Гласс точно также попытался «добить своего мучающегося при смерти товарища».  Герой и антигерой стоили друг друга и в своих положительных чертах, и в отрицательных.  Ну не был Гласс Дартаньяном, как не прискорбно это осознавать. Джентельмены удачи же!

Режиссер, конечно,  как бы намекал нам об этом, упоминая о темном прошлом главного героя, но как-то невразумительно. Или слишком умный и пронзительный взгляд ДиКаприо из его косматого лица ламберсексуала мешал в это поверить.
Но уж такая она, сермяжная правда жизни у всех этих первопроходимцев, простая, как трактор «Беларусь», и пугающая нас своей звериной грубостью, тех людей, которые одинаковыми точными движениями и брюхо верного коня вспорят и бывшего товарища той же самой рукой укокошат. Надо, значит надо.

Впрочем, и звериная, эгоистичная  жажда жизни главного героя точно также  пугает и не вписывается в образ «положительного персонажа». Ведь именно она  не позволила Глассу «моргнуть» Фицжеральду в знак согласия, чтобы освободить своих товарищей от обузы в виде своего истерзанного полутрупа. Почему-то мне кажется, что жить ему хотелось даже больше, чем дать шанс спастись своему сыну.

Ибо, как мы видим по истории жизни этого человека, даже удовлетворенная жажда мести не стала финалом его истории. Потому что зверь не живет ради кого-то или во имя чего-то, зверь живет до тех пор пока бьется его сердце, пока может жить, в этом он черпает свои силы. Жизнь ради самой жизни.

maxresdefault

 

 

И даже не смотря на все противоречия и мои претензии, фильм этот я смотреть очень рекомендую. Ди Каприо, на мой взгляд, будет хорош даже если будет играть роль тумбочки в детском саду, а сам фильм очень атмосферный и снят очень качественно. Пейзажи просто впечатляющие! Происходящее захватывает и тянет за собой  как бурлящий ледяной поток горной реки, не давая возможности на передышку на протяжении всех 2,5 часов фильма.

P.S.По пути из кинотеатра домой я где-то потеряла варежку и почти как Хью Гласс преодолевала и стоически переносила невыносимые условия сибирской зимы.

В общем, обязательно посмотрите!

^90DC83EFC6F81947373F2A1DBAF71EC1E7BB8194FAB21E2F95^pimgpsh_fullsize_distr

«Артамошку Лузина» тоже почитайте, наш сибирский вестерн, прямо всенепременно рекомендую!

 

P.P.S. Особая «благодарность» кинотеатру «Баргузин» за обрезанные субтитры с переводами речей индейцев. Весь фильм пришлось догадываться о смысле диалогов по контексту. Было очень «интересно» и прямо руки чесались пойти устроить скандал и начать требовать деньги назад. Но как уже выше сказала, «бурный поток фильма» слишком захватил, да и настроение скандалами себе портить не хотелось.
Ну, вот реально, ну как-так можно-то?

^1ABA83A3AAF304958A4BDF4D03A2CA058BDDDF49B2E471766E^pimgpsh_fullsize_distr

 

P.P.P.S. Еще одна несмешная параллель этого фильма с современной реальностью.

^C019B537F67B8C8E1EB4314DE8B4D627659D14B7BF99F83923^pimgpsh_fullsize_distr

 

 

МЕТКИ: